Под определение «креативные индустрии» в разных странах попадают разные виды деятельности, но важно понимать, что это такое вообще. То есть по общему определению креативные индустрии – это виды деятельности, которые используют или создают интеллектуальную собственность, классификатором от 12 до 14 направлений. Это и кинематограф, мультипликация, дизайн, искусство, реклама, IT.
И самое важное, что, наверное, стоило бы понимать, что вообще просто креативная индустрия с учётом того, что это нестандартный подход. Это креативные люди, креативный класс, поэтому, возможно, что это даст потенциал роста быстрый и восстановление, потому что всё-таки нестандартный подход в этих видах деятельности он приоритетен.
Когда мы говорим о покупательской способности населения, которая упало, мы говорим о всей экономики в целом. Поэтому здесь креативные индустрии странно выделять, потому что результат работы вообще этой деятельности есть не только в прямой продаже.
И те цифры, которые ты назвал, это вопрос, как у нас их считают в России? Потому цифры сегодня в России по креативным индустриям не могут быть объективными. Потому, что у нас не принято и никто не умеет считать. Их можно было бы считать по стандартной классификации ОКВЭД. Но в принципе все виды и направления деятельности, которые относятся к креативным индустриям, они никогда эти классификаторы в соответствии с тем, чем они занимаются не использовали. И потом нужно понимать, что в креативных индустриях в основном задействован малый и средний бизнес, и индивидуальные предприниматели. А классификатора по видам деятельности индивидуальных предпринимателей вообще-то в принципе не существует. А по нашим оценкам сегодня это около, наверное, 40% как бы тех, кто работает и занят в креативных индустриях, их создает.
По сравнению с другими регионами Москва является несомненно центром и концентрации всего, что связано с творческим классом, вообще креативными индустриями.
Мы много работаем с регионами. Поэтому есть регионы, которые, во-первых, традиционно они больше связаны с культурой и сервисными направлениями, развития экономики там. Поэтому есть регионы, в которых это и сегодня активнее развивается. То есть был высокий потенциал, много музеев, активная социально-культурная повестка, университеты, и там, конечно же, активнее и сейчас развивается творческое предпринимательство, потому что мы понимаем, что его в основном создают молодые активные люди.
Вот использование инфраструктуры и активной сфере креативных индустрий – это разные вещи, потому что та инфраструктура, которая была создана в Сочи к Олимпийским играм, она, насколько я понимаю, приоритетно должна была быть использована и используется как раз в сфере туризма. То есть это разный вид. И бизнес-туризм, и там внутренний туризм. Вот. И там это, конечно, несомненно связано с летним отдыхом много. Креативные индустрии там не сильно развиты. Вот. Потому что для того, чтобы развивались креативные индустрии вообще, конечно, важна системная поддержка этого направления, особенно если понимать, что мы сейчас находимся на старте. И это тот сектор экономики, который, конечно же, может развиваться активно. У него невероятно высокий потенциал, особенно если смотреть на международные цифры.
Это креативные кластеры несомненно относятся к части инфраструктуры, которая необходима для развития креативных индустрий, потому что, как ты правильно сказал, классическая инфраструктура – это транспорт, дороги, авиасообщение, гостиницы, всё, что нужно для того потоки людей могли активно, ну, как бы проходить через то или иное место, там город, регион. Вот. И без этого, конечно, развития не может быть, потому что это важно для горизонтальных связей, ну, и вообще покупательской как раз той самой способности.
Самая большая и распространенная ошибка считать, что креативные кластеры – это оболочка, это стены и оборудование. Это в первую общую очередь участники, резиденты, активность и профессиональное сообщество, которое создает контент.
Что мешает системному развитию креативной экономики в нашей стране? Отсутствие системного подхода. Если говорить о том, что сейчас хорошее время для системного развития вообще, такой большой внимание на всех уровнях уделяется теме креативных индустрий, то, конечно, наверное, это сейчас лучшее время для того, чтобы каким-то образом систематизировать и выработать комплекс мер по поддержке креативных индустрий.
Креативная индустрия – это та сфера, которая эту самореализацию и независимость может дать. Но если мы понимаем, что к креативным индустриям относится IT и как бы программирование тоже, мы понимаем, что есть это, наверное, не очень публичные, но проекты, которые связаны с этим направлением.
Конечно, это направление, наверное, на сегодняшний день уже имеет большой международный потенциал. Но народное или культурное наследия — это то, что привязано к локальным, местным интересам и вообще потенциалу. Да. Оно, может, конечно, генерировать туристический поток, но в основном это связано с внутрироссийским рынком. И эти направления, с моей точки зрения, могут быть также интересны.