Рынок рекрутмента сегодня и завтра
Чем отличается рекрутмент в кризис 2020 года от прошлых кризисов?
Самое главное изменение, которое очень сильно бросилось своими показателями — это отношение руководителей к «количеству» персонала. Основное действие, которое топ-менеджеры, владельцы бизнеса, предпринимали в прошлые кризисы, это сокращение персонала. Сокращали издержки, сокращение персонала. В этот же кризис компании в большинстве своем старались сохранить персонал в штате любой ценой. Потому что рекрутмент — безумно дорогая вещь. Дорогая, потому что задач, бизнесов в России становится радикально больше, а вот талантливых людей, которые могут реализовывать эти задачи, создавать дополнительное value бизнесу, их остается такое же количество.
В каких трех категориях оказались граждане во время кризиса?
1. Те, кого уволили. Они уже ищут работу и создают активность на рынке.
2. Те, кто подозревает, что их могут уволить, и пытаются подстелить соломку до того, как это произойдет.
3. Основная группа — это группа людей, которые замерли. Они замерли, они стараются не менять коней на переправе. Лучше синица в руке, чем журавль в небе, времена не спокойные, и это вполне нормальная логика поведения.
Что изменилось на рынке труда после всеобщего локдауна?
Наверное, прежде всего из тех вещей, которые стали объективно понятными в ковид, безусловно, навыки самоорганизации, самоконтроля, ответственности за общий результат. Будет человек ответственный, скорее всего, будет выполнена задача.
Безусловно, навыки цифровых и не цифровых коммуникаций с компанией и с коллегами. Сейчас безумно сложно стало сохранять дух компании, многим компаниям. Почему? Если в офисе вот этот чайный tea-менеджмент, то есть, когда вы на берегу, или на чайку встретились, о чем-то переговорили, и вам стало комфортно, вы порешали какие-то мелкие проблемы, сейчас это сделать радикально сложнее. И некоторые люди начинают себя чувствовать, как оторванный ломоть. То есть, не чувствуют вовлеченными себя в компанию, не чувствуют нужными.
Только лидерские качества могут помочь. То есть, сохранять команду, давать им настрой, заряжать людей, показывать, что они игроки, и так далее, и так далее. И, наверное, еще из факторов, гораздо более лояльно нужно попытаться относиться вообще к удаленному формату работы. Понятно уже стало, что скорее всего будет некий микс между удаленкой и нахождением в офисе.
И люди, и бизнес получили хороший толчок, мотивацию к тому, чтобы провернуть такую культурную и процессную революцию, которая давно намечалась.