Автоматизация в машиностроении: модель предприятия, ИТ-ландшафт, методология
Доброго времени суток, дорогой читатель! В данной статье мы поговорим о ключевых стимулирующих и негативно влияющих моментах в области цифровизации машиностроения.
Модель предприятия и ИТ-ландшафт
Согласно умозаключениям Шермана Михаила Семеновича, директора по развитию бизнеса клиентов ООО "СЭЙВУР Консалтинг", руководителя проектов развития крупных производственных предприятий Сибири и других регионов, можно выявить следующий главные препятствия при внедрении автоматизации в производство:
- Человеческий фактор (страх перемен), заключающийся;
- Отсутствие формализованной модели бизнес-процессов управления в производстве, что в свою очередь приводит к увеличению временных затрат на реализацию проекта автоматизации;
- Недостаточное проникновение ИТ-технологий в рабочие процессы;
- Отсутствие доверия к ИТ-технологиям.
Наведём немного ясности по предшествующим пунктам:
1. Ключевые фигуры могут потерять свой личный статус, руководство может быть движимо глубоким и искренним нежеланием наводить порядок и прозрачность в деятельности предприятия. Также препятствовать может привычка работать "как всегда", в том числе, с долей безответственности и некомпетентности.
2. Действует ручная-ситуативная на авторитетах и громкости голоса: "Сказали надо - поднажмём", "Потом оформим, давай делай", "Я так решил, и по-другому не будет".
Попытки трезвой автоматизации встречают весомое сопротивление со стороны сотрудников предприятия, они попросту не могут придти к выводу о бесполезности споров с "пластмассовым ящиком".
3. Отсутствие АРМ у специалистов и руководителей, отсутствие ИТ-культуры (бумажки без учета, переписки в мессенджерах, телефонные разговоры, отсутствие понимания эффективности вложений в ИТ-экосистему (оборудование, сети, ПО, технологии применения, обучение, планирование развития).
Прорывные точки успешной автоматизации в производстве
К таковым моментам можно отнести:
- Четкое понимание (наличие или готовность описать) своих информационных и материальных процессов (процессная модель);
- Готовность внутри предприятия;
- Железная воля первого лица предприятия добиться результата автоматизации.
К процессной модели можно отнести бизнес-процессы (стандартизированный и нормированный порядок движения информации и принятия обоснованных решений); маршрутные технологические и логистические процессы (карта технологических возможностей, баланс мощности, маршрутные технологии, логистика, нормированные операции); обеспечивающие производство процессы (продажи, снабжение, управление качеством, ТРМ (ТОиР), управление персоналом, разработка и подготовка производства.
Каждому руководителю и специалисту по автоматизации всегда важно помнить о таких банальных факторах, тем не менее, оказывающих значительное влияние на успех автоматизации производства в машиностроительной сфере. Знаем и помним. Успехов.