За год человечество прошло огромный трансформационный путь, причём это произошло на уровне государств и на уровне бизнеса. Если все говорили, что 4-я индустриальная революция будет идти в течение там 5-8 лет, мы проскочили этот отрезок пути прямо буквально за год.
Как бизнес адаптируется к коронавирусу? Однозначно у каждого есть свой путь. Например, бизнес строительных материалов скорее приобрел за счет того, что развиваются новые каналы продаж, многие начинают инвестировать в свои загородные дома. Ну, коммуникации с потребителем стали гораздо эффективнее. И возникают новые идеи потому, как привлекать людей в оффлайн-магазины и развивать онлайн-продажи одновременно. Так что бизнес адаптируется. Но есть ряд вопросов, которые пока ещё не решены.
Вы посмотрите, что произошло с event-индустрией. Она реально вся отброшена в режиме онлайн. Люди пытаются адаптироваться к этому. Но это всё очень непросто. То есть все индустрии, которые ориентированы на клиента, где требуется его физическое присутствие, они стали заложниками сложившейся ситуации. Все оказались в очень непростой ситуации. Причём сейчас стоит вопрос не о том, каким образом можно отскочить и вернуться на докризисный показатель продаж и показатели бизнеса. Сейчас стоит вопрос реально закрыться или нет. И прочие бизнесы пострадали. Они несут незапланированные издержки. Но всё-таки есть надежда на то, что они вернуться на прежние позиции скорее всего с тем, что спрос потихоньку начинает восстанавливаться.
В России 61% компаний видят, что в цифровых вызовах есть новые возможности. То есть компании видят, что это упрощает управленческую, операционную модель. Но вот давайте быть объективными. Есть многие отрасли, где без личного контакта и без физического присутствия специалиста на рабочем месте ничего сделать нельзя. И здесь нужно, кстати, очень внимательно отнестись к психологическому моменту.
Пока ситуация, как бы она зафиксирована на одном и том же месте. Пауза. 20-й год, он был совершенно тихий с точки зрения инвестиций, но есть надежда, что ближайшее время инвестиции постигнет отложенный спрос, как это произошло в 19-м году. Наш анализ ситуации подтверждает, что запланированные ранее проекты реализуются, инвесторы не уходят с российского рынка. То есть они продолжают вести свой бизнес. Наша компания сделала исследование по инвестиционной привлекательности стран Европы. России занимает 9-е место в десятке топовых стран по привлечению инвестиций.
Как у нас сейчас с духом-то предпринимательским дела? На самом деле если посмотреть на процент ВВП, который, скажем так, лакирован на предпринимателей, это, наверное, порядка по оптимистичным оценкам малый и средний бизнес это без порядка 20% ВВП. На самом деле для того, чтобы эффективно развивать нашу экономику, нам эту долю нужно обязательно увеличивать. Без этого никак. Только предпринимательство. Не только, но предпринимательство как раз является драйвером инноваций внедрения новых технологий в общество.
Трансформация российского бизнеса прошла довольно-таки успешно. Мы видим, что компании становятся белыми, работают в соответствии с теми условиями, которые предлагают… предъявляет регулятор. Компании используют в большинстве, в подавляющем большинстве лучшие корпоративные стандарты, используют международных и российских аудиторов, которые проверяют отчётность компаний. То есть достоверность отчетности – это не вопрос. Мы видим, что общество всё больше и больше начинает относиться к бизнесу более позитивно. То есть изменение отношения очевидно. Ну, конечно, нужно больше рассказывать о том, что бизнес делает для сообщества, чтоб люди просто были в курсе. Создаются рабочие места. Поддерживаются различные благотворительные фонды. Поддерживается спорт. Поддерживается культура. И, мне кажется, здравомыслящие люди понимают, собственно говоря, зачем это делается, почему это делается. И нам как гражданам своей страны, как патриотам на самом деле очень хочется, чтобы мы и наши дети жили в той экономики, в той стране, в той системе, которая была бы для них комфортной. Поэтому нам есть, что терять. Поэтому будем поддерживать. Будем помогать и помогать трансформировать нашу страну в нужном направлении.
Это актуально для нашего бизнеса. В частности, в рамках нашей компании у нас есть комитет благотворительности, который помогает, скажем так, фондам, которые занимается поддержкой детей. Мы поддерживаем людей с ограниченными… ограниченными возможностями. Когда была пандемия, мы делали со своей стороны всё возможное, чтобы поддержать врачей, которые борются с ковидом. Тоже наш фонд по благотворительности компании EY поддерживал врачей. В частности, мы оплачивали проживание врачей в гостиницах, которые были прикомандированы и жили в Москве из других городов. Мы оплачивали им номера в гостинице. Ну, и многие другие вещи делали. Сейчас недавно поддержали медицинское учреждение, купив им оборудование для больных. Так что это очень важно, и мы не перестаем это делать.