Как экономика адаптируется к коронакризису?

Давос – это очень интересная площадка. В первое время все говорили о глобализации и об экологии, а потом стали очень активно обсуждать рост развивающихся рынков, и как они интегрируется в мировую экономику. И опять же затрагивался вопрос экологии. Потом стали говорить о тематике обратной глобализации, когда развивающиеся страны стали вкладывать деньги в развитые рынки. И опять же тема экологии оставалась на повестке дня. Потом стали говорить об усложнение геополитической ситуации, о том, что идёт процесс деглобализации. Страны начинают больше проповедовать тему, связанную с сепаратизмом, национализмом. Пошли торговые войны. Полностью исчезли правила игры, которые раньше существовали в мире, там ООН, ВТО. Война тарифов и прочее, прочее. И вопрос деглобализации опять же в преломлении с экологией. Потом последние 3-4 года на самом деле очень активно поднимается повестка 4-й индустриальной революции, как человечество может пройти этот этап, что делать с кадрами, которые высвободятся в процессе цифровизации и использовании новых технологий. То есть практически большое количество рабочих мест займут автоматизированные системы, IT-технологии, цифра, Big Data. То есть такое количество людей не потребуется. Но в этом году на самом деле добавилась тема, которая связана с тем, что мы стали жить в новых реалиях. И последний год показал, что человечество ускоренно прошло… прошло путь цифровизации.

За год человечество прошло огромный трансформационный путь, причём это произошло на уровне государств и на уровне бизнеса. Если все говорили, что цифровизация будет идти в течение там 5-6-7-8 лет, ребят, мы проскочили этот отрезок пути прямо буквально за год. И на самом деле в Давосе говорят обо всём, включая 4-ю индустриальную революцию, о том, как мы будем жить в новых реалиях. И все сценарии спутались. И череда плохо предсказуемых событий. Мы говорим от ковида до Брексита всё поменяла ландшафт: инвестиции, структура бизнеса. Вопросы, которые поднимаются сейчас в Давосе, – это кибербезопасность, будущее энергетики, финансовые унитарные системы, будущее потребление. Поэтому тематика актуальная, но на нее нужно смотреть совершенно под новым углом. И очень важно, что наша страна тоже приняла участие в давосском форуме.

Прошёл гайдаровский форум, где обсуждали тематику ведения бизнеса в новых условиях с тремя глобальными лидерами компаний, которые представляют совершенно разные индустрии. Это «Икеа», «Данон», ROCKWOOL. Но, однозначно у каждого есть свой путь. Например, бизнес строительных материалов скорее приобрел за счет того, что развиваются новые каналы продаж, многие начинают инвестировать в свои загородные дома. Посмотрите, как… каким спросом сейчас после того, что произошло, пользуется загородная недвижимость. Люди начинают понимать, что что-то иметь за пределами города – это действительно классно, потому что можно легче прожить эти сложные времена. Бизнес продуктов питания тоже трансформирует свою логистику и старается соответствовать всем тенденциям в потреблении, трендам на экологию, а этот тренд действительно очень важен. Ну, и естественно вопрос локализации производства. Ритейл. Ну, коммуникации с потребителем стали гораздо эффективнее. И возникают новые идеи потому, как привлекать людей в оффлайн-магазины и развивать онлайн-продажи одновременно. Так что бизнес адаптируется.

Есть несколько секторов экономики, которым пришлось особенно нелегко. Ну, например, транспортная сфера, туризм. Event-индустрия реально вся отброшена в режиме онлайн. Люди пытаются адаптироваться к этому. Но это всё очень непросто. То есть все индустрии, которые ориентированы на клиента, где требуется его физическое присутствие, они стали заложниками сложившейся ситуации. Туризм, транспорт, всё, что связано с hospitality – гостеприимство, креативные индустрии. Все оказались в очень непростой ситуации. Причём сейчас стоит вопрос не о том, каким образом можно отскочить и вернуться на докризисный показатель продаж и показатели бизнеса. Сейчас стоит вопрос реально закрыться или нет. И прочие бизнесы пострадали. Они несут незапланированные издержки. Но всё-таки есть надежда на то, что они вернуться на прежние позиции скорее всего с тем, что спрос потихоньку начинает восстанавливаться.

В России 61% компаний видят, что в цифровых вызовах есть новые возможности. То есть компании видят, что это упрощает управленческую, операционную модель. Но вот давайте быть объективными. Есть многие отрасли, где без личного контакта и без физического присутствия специалиста на рабочем месте ничего сделать нельзя. И здесь нужно, кстати, очень внимательно отнестись к психологическому моменту. И вдруг сейчас ты приходишь в сентябре в компанию, но тебе дают компьютер, ты садишься домой, и тебе присылают файлы, которые нужно считать. Ну, вот представьте, как можно развивать у молодого сотрудника, молодого специалиста ощущение гордости за бренд и ощущение того, что ты являешься частью организации или команды…

И вот поддержание и стимулирование лояльности к организации не только финансовой, но на уровне эмоции, на уровне восприятия того места, где ты работаешь, на эмоциональном уровне сейчас становится очень сложно. И бизнесу очень тяжело понять, как будет происходить интеграция молодёжи или новых сотрудников в организацию в режиме онлайн.

Один из способов увидеть точки роста экономики – это надо посмотреть на динамику фондового рынка. Как говорят профессиональные инвесторы, если вы посмотрите на фондовый рынок, то вы поймёте, о чём думают богатые люди. Во все вот эти вот цены финансовых инструментов обычно заложены ожидания их будущей стоимости. Мы посмотрели на динамику всех 8 отраслевых индексов Московской биржи от нефти с газом и транспортом до потребительского сектора и финансов. И в эти индексы входят акции крупнейших российских компаний «Роснефть», «Газпром», «Русагро», «Обувь России». То есть совершенно разные сектора. И мы увидели, что одним из лидеров роста стал именно потребительский сектор. Индекс показал рост на 33% за последние 12 месяцев. Выросла капитализация крупнейших розничных сетей и тех компаний, которые производят продукты питания. Хорошие результаты увидели в отраслевом индексе финансового сектора. Это крупнейшие банки. Они показали плюс 24% за те же 12 месяцев. Ну, транспортный сектор потихонечку восстанавливается. Перевозка грузов чётко совершенно показывает рост. Среди непубличных компаний перспективы в онлайн-торговле и логистике. Если посмотреть на 20-й год доля онлайн-торговли составляет 9% от всей российской рознице. А размер рынка должен расти 30%...

Анализ ситуации подтверждает, что запланированные ранее проекты реализуются, инвесторы не уходят с российского рынка. То есть они продолжают вести свой бизнес. России занимает 9-е место в десятке топовых стран по привлечению инвестиций.

Самое важное, что компании, которые участвовали в обзоре сказали, что… 99% этих компаний сказали, что проекты, которые были запущены в России, инвестиционные, они будут реализованы. То есть 34% уже находятся в стадии завершения, 65 имеют подтверждение в продолжении реализации в этом году. И всего 1% проектов имеют сомнительное будущее.

Если посмотреть на процент ВВП, который, скажем так, лакирован на предпринимателей – это, наверное, порядка по оптимистичным оценкам малый и средний бизнес это без порядка 20% ВВП. На самом деле для того, чтобы эффективно развивать нашу экономику, нам эту долю нужно обязательно увеличивать. Без этого никак. Не только, но предпринимательство как раз является драйвером инноваций внедрения новых технологий в общество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *