«Креативные индустрии» – это виды деятельности, которые используют или создают интеллектуальную собственность, классификатором от 12 до 14 направлений. Это и кинематограф, мультипликация, дизайн, искусство, реклама, IT.
Это креативные люди, креативный класс, хотелось бы надеяться, что это даст потенциал быстрого роста и восстановления, потому что это нестандартный подход.
Когда мы говорим о покупательской способности населения, которая явно упала, мы говорим о всей экономики в целом. Поэтому здесь креативные индустрии странно выделять, потому что результат работы вообще этой деятельности есть не только в прямой продаже – как В2С. То есть это не только произведение искусства, которое человек может прийти и купить в галерее. Это интегрировано в остальные отрасли экономики и просто создает тот прибавочный продукт внутри других видов экономической деятельности.
ОКВЭД – это общепринятый экономический классификатор по видам деятельности индивидуальных предпринимателей.
Для того, чтобы развивались креативные индустрии важна системная поддержка этого направления, особенно если понимать, что мы сейчас находимся на старте.
Классическая инфраструктура – это транспорт, дороги, авиасообщение, гостиницы, всё, что нужно для того, чтобы потоки людей могли активно, ну, как бы проходить через то или иное место, там город, регион.
Cамая большая и распространенная ошибка считать, что креативные кластеры – это оболочка, это стены и оборудование. Это, конечно же, в первую общую очередь участники, резиденты, активность и, ну, профессиональное сообщество, которое создает контент.
Вообще нет такого профильного образования как арт-менеджер.
Мешает системному развитию креативной экономики в нашей стране – отсутствие системного похода.
Вообще часто считается, что в нашей стране первое образование – это выбор родителей. Поэтому нужно бояться, а нужно прислушиваться к тому, какие интересы у ваших детей и позволять им этим заниматься.
Народные или культурное наследие – это то что привязано к локальным, местным интересам и вообще потенциалу. Оно, может, конечно, генерировать туристический поток, но в основном это связано с внутрироссийским рынком. И эти направления, могут быть также интересны, но в привязке к другим направлениям креативных индустрий как промыслы и мода, допустим. Или культурное наследие, туризм, кинематограф.
Местные сообщества и те люди, которые живут на местах, они и являются основными потребителями, а иногда и создателями этого запроса. И вот, допустим, когда мы делаем какие-то проекты в регионах, мы в первую очередь смотрим, а кто там является активными участниками социокультурного процесса, вообще кто генерирует повестку любую и без развития местных сообществ развитие креативных индустрий в регионе практически невозможно, потому что можно создать обёртку, можно создать условия, но если там некому этим воспользоваться, если там нет этого запроса, если там нет какого-то активного сообщества, то просто это очень долгий путь, иногда, может быть, даже в десятилетия, потому что это просто будет никому не нужно, и никем не востребовано.