Итак, этот день настал. 25.03.2020 вышел релиз новой версии сайта https://uralto.ru. Я вступил в небольшую команду в середине сентября 2020 года, и по началу, не имел никакого доступа к этому сайту. Я проходил собственную обкатку на более мелком сайте-визитке с представленным портфолио https://lokos-pro.ru компании "Локос", где изучал структуру, интерфейс, взаимосвязи модулей 1с-Битрикс. После того, как я освоился и доказал, что способен работать, меня пустили к большому проекту.
А теперь к сути: до/на момент/после релиза нас сильно волновало то, как наш сайт воспримут незнакомые с ним посетители. Для них это мог быть лабиринт или наоборот, стать открытой книгой. Поэтому мы тестировали его на сотрудниках, не имеющих доступ к сайту, и на всех знакомых/друзьях – собирали обратную связь.
Но потом пришли к мысли, что можно собрать данных по больше на очень способной, квалифицированной группе людей, которая хоть и не знает нас, но обладает необходимыми компетенциями в IT области.
Так мы пришли к тому, что хотим подключить к проекту студентов. И на первый курс наш взгляд пал первым.
Для того, чтобы подготовить тестирование, мы заново изучили сайт с ног до головы и составили перечень вопросов, который, на наш взгляд, может отражать приблизительно объективную ситуацию касательно состояния сайта.
Большинство вопросов предполагало ответы вида: да/нет, и лишь некоторые предлагали дать развернутый ответ. Такой выбор был сделан в угоду получения максимальной прозрачности получаемых результатов.
Таким образом, проведя тестирование совместно с студентами разных курсов можно сделать выводы касательно каждого курса-участника.
Результаты 1-го курса:
- Четко следовали сценарию тестирования.
- Смогли выполнить все задачи.
- Большинству не хватило знаний/опыта в таких IT проектах заметить недочёты в анимации на сайте/ошибки в HTML вёрстке.
- Несколько человек обратили внимание на нелогичное поведение элементов при использовании на смартфонах.
- Два студента заметили ошибки в логике работы сайта. Ошибка при автоматическом вводе данных в формы заказа клиентов (обрезается номер). Ошибка при сортировке, когда сайт при выставленной сортировки оставлял пользователя на том же экране, а не возвращал к начальному шагу сортировки.
- https://is35-2020.susu.ru/baskakova/
- https://is35-2020.susu.ru/komarovio/
- https://is35-2020.susu.ru/svezhincevvs/
Результаты 4-го курса:
- На 11 вопросов из 29 были даны развернутые ответы с замечаниями предложениями:
- Вопросы к целесообразности расположения основных подкатегорий на главной странице сайта
- Вопросы к качеству контента на сайте, а именно разные по качеству картинки товаров, наличие надоедливых водяных знаков, отсутствие на некоторых сложных товарных позициях описания.
- Даны рекомендации по вёрстки отдельных элементов: размещение текстов ближе к фотографиям, перемещение отдельных количественных характеристик товара, добавление всплывающих подсказок при определённых событиях, генерируемых пользователями. Увеличить шрифт текста на пару пунктов. Нет указания валюты после цены товара.
- Даны замечания по мобильной версии сайта: требуется оптимизировать загрузку js-кода, чтобы ускорить прогрузку сайта.
- Были описаны возможности развития маркетинговой стороны проекта: понравились подборки товаров, переработать механизм подписки на рассылку новостей, переработать информацию о компании и механизм формирования выписка из банка предпринимателям, автоматизировать его.
- Вопросы к самому крупному обобщающему каталогу: он должен предоставлять выбор всех товаров или быть по сути картой сайта?
- Добавить сортировку "по рейтингу"/"по популярности". Добавить механизм формирования рейтинга товаров.
Как можно заметить – результаты, полученные в результате тестирования достойные и выявили ряд критичных недочётов в проделанной работе не только с точки зрения сайтостроения, но и маркетинговой составляющей.
Дополнительно был проведён небольшой тест среди студентов 2 и 3-го курса Бизнес-информатики, в конце которого мы узнали:
- Необходимо переработать страницу "О компании" в вид, похожий на Landing page.
- Добавить подсказки в:
- странице-корзине во время оформления заказа, поясняющие людям важность вводимой информации: юридическая информация, персональные данные и комментарии к заказу. Последнее особенно важно, т.к. сайт представляет собой агрегатор на начальной стадии и реализует дифференцированные категории товаров.
- основные подкатегории товаров. Несмотря на то, что основа нашей аудитории – бизнесмены и менеджеры, им, а также многим другим порой требуется дополнительная консультация в области применения, монтажа, обслуживания оборудования, представленного на нашем сайте.
- подборках товаров, собранных на основе поисковых запросах пользователей. Посетителям может потребоваться дополнительное пояснение существования и преимущества такой страницы по сравнению с обычными страницами основного каталога.
- карточки товаров. Отсутствие описаний на довольно крупной доле товаров – наша основная головная боль, про которую мы помним и стараемся вылечить всеми доступными нам способами. Товаров много, они разные. Это требует того, чтобы мы и наши специалисты в области продаж грамотно прописали характеристики и область применения этих продуктов.
- Требуется увеличить размер шрифта буквально на два пункта.
- Название домена желательно бы сделать соответствующим названию компании для лучшей узнаваемости в сети.
- Конкретизировать наличие товаров: изменить с "мало", "средне", "много" на 100, 1000, 10000 и т.д., в зависимости от категории.
- https://is42-2018.susu.ru/sverchkovyae/
Что же по итогу мы получили?
Ещё больше полезных способов для размышления и улучшения нашего продукта.
Какие выводы были сделаны?
Во-первых, разница между студентами первого курса и четвертого разительна.
95% участников первого курса прошли тестирование исключительно по сценарию, не выходя за рамки тестирования. Лишь несколько человек дали развернутые ответы, выходящие за рамки требуемых данных.
С ростом года обучения, растет объем имеющихся знаний, и соответственно любопытства.
Это привело к тому, что гораздо больше человек дали развёрнутые, глубокие ответы, касательно разных сторон проекта: вёрстка, программирование, маркетинг и SEO, дизайн. Они вышли за границу, посмотрели глубже на проблему и дали свои рекомендации.
Что же будет дальше? Кто знает, но планы описаны, цели выставлены, силы и желание найдены.
Это увлекательная работа, которая учит мыслить не только в рамках информационной системы, как создаваемой единицы, но и в масштабе бизнеса целиком: увеличение конверсионных показателей приведет к удешевлению стоимости выполнения основных и обеспечивающих бизнес-процессов; внедрение новых функций в реализацию корзины, представления товаров/контента снимет нагрузку с операционных менеджеров, что позволит им принимать участие в более креативных, интеллектуальных задачах.
Поэтому, я продолжу дальше работать над данным проектом и делиться с Вами всеми нововведениями.