Креативные индустрии. Под это определение в разных странах попадают разные виды деятельности, но важно понимать, что такое вообще креативная индустрия. То есть по общему определению креативные индустрии – это виды деятельности, которые используют или создают интеллектуальную собственность, классификатором от 12 до 14 направлений. Это и кинематограф, мультипликация, дизайн, искусство.
когда мы говорим о покупательской способности населения, которая упало, мы говорим о всей экономики в целом. Поэтому здесь креативные индустрии странно выделять, потому что результат работы вообще этой деятельности есть не только в прямой продаже. То есть это не только произведение искусства, которое человек может прийти и купить в галерее.
Я думаю, что оживление на рынке, как считать креативные индустрии. И те цифры, которые ты назвал, это вопрос, как у нас их считают в России? Потому, что с моей точки зрения, конечно же, цифры сегодня в России по креативным индустриям не могут быть объективными. Потому, что у нас не принято и никто не умеет считать. Их можно было бы считать по стандартной классификации ОКВЭД. Но в принципе все виды и направления деятельности, которые относятся к креативным индустриям, они никогда эти классификаторы в соответствии с тем, чем они занимаются не использовали. Ну, как бы ОКВЭД – это общепринятый экономический классификатор. Но различные компании… И потом нужно понимать, что в креативных индустриях в основном задействован малый и средний бизнес, и индивидуальные предприниматели. А классификатора по видам деятельности индивидуальных предпринимателей вообще-то в принципе не существует. А по нашим оценкам сегодня это около, наверное, 40% как бы тех, кто работает и занят в креативных индустриях, их создает.
Мы много работаем с регионами. Поэтому есть регионы, которые, во-первых, традиционно они больше связаны с культурой и сервисными направлениями как бы развития экономики там. Поэтому есть регионы, в которых это и сегодня активнее развивается. То есть был высокий потенциал, много музеев, активная там социально-культурная повестка, университеты, и там, конечно же, активнее и сейчас развивается творческое предпринимательство, потому что мы понимаем, что его в основном создают молодые активные люди. И это различные регионы. Это и, ну, в Ярославле мы наблюдаем какой-то высокий рост. Свердловская область, Воронеж. То есть это отдельно, наверное, связано с городами скорее, чем с регионами.
использование инфраструктуры и активной сфере креативных индустрий – это разные вещи, потому что та инфраструктура, которая была создана в Сочи к Олимпийским играм, она, насколько я понимаю, приоритетно должна была быть использована и используется как раз в сфере туризма. То есть это разный вид. И бизнес-туризм, и там внутренний туризм. Вот. И там это, конечно, несомненно связано с летним отдыхом много. Но насколько я знаю, креативные индустрии там не сильно развиты. Вот. Потому, что для того, чтобы развивались креативные индустрии вообще, конечно, важна системная поддержка этого направления, особенно если понимать, что мы сейчас находимся на старте. И это тот сектор экономики, который, конечно же, может развиваться активно. У него невероятно высокий потенциал, особенно если смотреть на международные цифры. И Россия традиционно очень высококультурная страна с учётом того образования и исторического контекста как бы, которые есть у нашего населения. Но это не может развиваться в чистом поле, если сегодня не создать особенно в стране, где очень развиты традиционные сектора экономики, там промышленность – это как бы другой уровень, и никогда этому направлению. У нас традиционно было принято культуру воспринимать как общественное бесплатное благо. И очень важно понимать, что креативные индустрии – это именно… их уникальность лежит в том, что это предпринимательская деятельность. А у нас культура и предпринимательская деятельность традиционно не стыковались. И вот сейчас идёт этот перелом.
самая большая и распространенная ошибка считать, что креативные кластеры – это оболочка, это стены и оборудование. Это, конечно же, в первую общую очередь участники, резиденты, активность и, ну, профессиональное сообщество, которое создает контент.
если мы говорим о том, что сейчас хорошее время для системного развития вообще, такой большой внимание на всех уровнях уделяется теме креативных индустрий, то, конечно, наверное, это сейчас лучшее время для того, чтобы каким-то образом систематизировать и выработать комплекс мер по поддержке креативных индустрий. Конечно, часто считается, что иногда поддерживать – только портить. И лучше не мешайте своими мерами. Но мне кажется, то, что касается креативных индустрий, здесь есть какой-то набор вещей, который может помочь сдвинуть это в другой уровень развития.
Часто считается, что в нашей стране первое образование – это выбор родителей. И с моей точки зрения это именно так, потому что кроме, ну, центр современного искусства «Винзавод» я последние десять лет активно занимаюсь образованием, и то, что я наблюдаю и по тем ребятам, которые приходят на разные проекты работать к нам, и по тому, как делается выбор, вот, допустим, моё последнее место работы – школа дизайна РАНХиГС, как делается выбор сегодня молодёжью. Какое огромное количество молодых людей в возрасте 22-25 лет принимают решение кардинально сменить вообще свое направление, сферу деятельности, и не успев даже толком поработать, потому что в этом возрасте получив первое образование, как ты сказал, по желанию родителей, начав работать и быстро очень-очень поняв, что они совершенно несчастливы в этих занятиях, приходится менять. Ну, я хочу сказать, что это не страшно, потому что современная жизнь будет давать нам возможность и даже скорей мотивировать нас несколько раз менять свою работу, профессию, вообще свои интересы. Возможно, допустим, вот наши родители в основном имели одну работу. На протяжении всей своей жизни. И жили в одном в одном месте. Мы и как бы опыт нашего поколения показывает, что какое-то количество людей уже свободно меняют профессию. Я уверена, что наши дети будут иметь несколько профессий одновременно. И совершенно спокойно себя в этом чувствовать, потому что сегодня современные средства связи, возможности получить дополнительное образование, занимаясь своей основной работой, и вообще-то имеют… как бы дают возможность свободного выбора.
Где тебе работать. Да. Подрабатывать, заниматься волонтерством во многом именно в той сфере, которая тебе интересна и позволяют это делать. Поэтому я считаю, что этого не нужно бояться, а нужно прислушиваться к тому, какие интересы у ваших детей и позволять им этим заниматься.
если мы понимаем, что к креативным индустриям относится IT и как бы программирование тоже, мы понимаем, что есть это, наверное, не очень публичные, но проекты, которые связаны с этим направлением. И, конечно, мультипликация. То, что делает «Мельница», и отдельно там наши известные мультики, «Маша и Медведь», которые известны сегодня во всём мире и продаются как продукция в разных направлениях. Поэтому, конечно, это направление, наверное, на сегодняшний день уже имеет большой международный потенциал. Но вообще-то мне кажется, что вот если говорить о международном экспортном потенциале, то и развитие внутри страны, имея… будут иметь и имеют, наверное, сегодня те направления креативных мыслей, которые как раз имеют международные потенциал, потому что в креативной индустрии вообще всё, что касается творчества – это нелокальные истории. Это, конечно же, международные. И рынок гораздо шире, и это сфера деятельности как раз не привязана к географии. Есть несколько направлений такие как, допустим, наши промыслы.
Можно заметить, что после пандемии короновируса, сейчас все постепенно возвращается на свои места ограничения, так же, постепенно ослабевают и дают возможность для участия в различных мероприятиях. Мы видим как бы, что происходит в Москве. В регионах то же самое, потому что каждый регион, как мы знаем, решал этот вопрос по-своему. Но в принципе да, активность уже начинает восстанавливаться.