Как экономика адаптируется к коронакризису?

На самом деле Давос – это очень интересная площадка. Когда только я в 1-й раз там появился, все говорили о глобализации и об экологии, а потом стали очень активно обсуждать рост развивающихся рынков, и как они интегрируется в мировую экономику. Потом стали говорить о тематике обратной глобализации, когда развивающиеся страны стали вкладывать деньги в развитые рынки. И опять же тема экологии оставалась на повестке дня. Потом стали говорить об усложнение геополитической ситуации, о том, что идёт процесс деглобализации. Страны начинают больше проповедовать тему, связанную с сепаратизмом, национализмом. Потом последние 3-4 года на самом деле очень активно поднимается повестка 4-й индустриальной революции, как человечество может пройти этот этап, что делать с кадрами, которые высвободятся в процессе цифровизации и использовании новых технологий. То есть практически большое количество рабочих мест займут автоматизированные системы, IT-технологии, цифра, Big Data. То есть такое количество людей не потребуется. Но в этом году на самом деле добавилась тема, которая связана с тем, что мы стали жить в новых реалиях. И последний год показал, что человечество ускоренно прошло… прошло путь цифровизации. Если все говорили, что цифровизация будет идти… 4-я индустриальная революция будет идти в течение там 5-6-7-8 лет, ребят, мы проскочили этот отрезок пути прямо буквально за год.
Вот буквально 2 недели назад прошёл гайдаровский форум. де мы обсуждали тематику ведения бизнеса в новых условиях с тремя глобальными лидерами компаний, которые представляют совершенно разные индустрии. Это «Икеа», «Данон», ROCKWOOL. Ну, однозначно у каждого есть свой путь. Ну, коммуникации с потребителем стали гораздо эффективнее. И возникают новые идеи потому, как привлекать людей в оффлайн-магазины и развивать онлайн-продажи одновременно. Так что бизнес адаптируется. Но есть ряд вопросов, которые пока ещё не решены.
Вот как раз Давос – это и есть пример пострадавшей отрасли. Вы посмотрите, что произошло с event-индустрией. Она реально вся отброшена в режиме онлайн. Люди пытаются адаптироваться к этому. Но это всё очень непросто. То есть все индустрии, которые ориентированы на клиента, где требуется его физическое присутствие, они стали заложниками сложившейся ситуации. Все оказались в очень непростой ситуации. Причём сейчас стоит вопрос не о том, каким образом можно отскочить и вернуться на докризисный показатель продаж и показатели бизнеса. Сейчас стоит вопрос реально закрыться или нет. И прочие бизнесы пострадали. Они несут незапланированные издержки. Но всё-таки есть надежда на то, что они вернуться на прежние позиции скорее всего с тем, что спрос потихоньку начинает восстанавливаться.
в России 61% компаний видят, что в цифровых вызовах есть новые возможности. То есть компании видят, что удаленка упрощает управленческую, операционную модель. Но вот давайте быть объективными. Есть многие отрасли, где без личного контакта и без физического присутствия специалиста на рабочем месте ничего сделать нельзя. И здесь нужно, кстати, очень внимательно отнестись к психологическому моменту. Я это сам увидел на бизнесе свой собственный компании и бизнесе наших клиентов. И бизнесу очень тяжело понять, как будет происходить интеграция молодёжи или новых сотрудников в организацию в режиме онлайн. Это очень тяжело делать. Поэтому думаю, что будем возвращаться все в нормальный режим.
Один из способов увидеть точки роста экономики – это надо посмотреть на динамику фондового рынка. Как говорят профессиональные инвесторы, если вы посмотрите на фондовый рынок, то вы поймёте, о чём думают богатые люди.
Мы посмотрели на динамику всех 8 отраслевых индексов Московской биржи от нефти с газом и транспортом до потребительского сектора и финансов. И в эти индексы входят акции крупнейших российских компаний «Роснефть», «Газпром», «Русагро», «Обувь России». То есть совершенно разные сектора. И мы увидели, что одним из лидеров роста стал именно потребительский сектор. Индекс показал рост на 33% за последние 12 месяцев. Выросла капитализация крупнейших розничных сетей и тех компаний, которые производят продукты питания. Хорошие результаты мы увидели в отраслевом индексе финансового сектора. Это крупнейшие банки. Они показали плюс 24% за те же 12 месяцев. Ну, транспортный сектор потихонечку восстанавливается. Перевозка грузов чётко совершенно показывает рост. Среди непубличных компаний перспективы в онлайн-торговле и логистике. Ну, и если посмотреть на 20-й год доля онлайн-торговли составляет 9% от всей российской рознице. А размер рынка должен расти 30%.
Россия – это страна, которая технологически очень продвинута.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *